Песни под гитару
Это сейчас гитара стала чем-то экзотическим, а раньше, в 60-х - 70-х годах, это был много больше, чем просто музыкальный инструмент.
Практически в каждом доме она присутствовала, пусть даже и никто в семье не играл на ней, но гости приходили часто, и по праздникам, и без праздников, всегда в компании кто-то изъявлял желание поиграть на гитаре.
В 60-х играли на семиструнках, во второй половине 70х в моду вошла шестиструнная гитара. Существовало такое поверье, что на ней проще научиться играть. Не знаю, по мне - так особой разницы нет, я что петь, что играть никогда не умел, к сожалению.
Но это никак не помешало мне вовсю записывать на магнитофон друзей, знакомых, знакомых знакомых, да и просто незнакомых людей, которые в совершенстве владели этим музыкальным инструментом. Помню даже случай, когда компанией проходили мимо сквера, а на лавочке сидел парнишка и самозабвенно играл на гитаре и пел дворовые песни. Хорошо, что магнитофон был с собой и батарейки новые, мы даже забыли куда шли, три кассеты записали в тот раз, а потом ещё и душевно посидели под "огнетушители" портвейна "Кавказ". Вечер удался, на следующий день эти песни уже крутились в
радиохулиганском эфире.
Раньше всё было с одной стороны проще, а с другой более романтично, скажем так. Произвести впечатление на девушку зачастую было эффектнее не пачкой денег, а исполнением песен о любви под аккомпанемент гитары, а если песня была незнакомая и душевная, 100% успех у прекрасной половины был вам просто гарантирован.
Исполнение мелодий на гитаре делилось на несколько типов, кто-то подражал одному, кто-то другому, кто-то даже придумывал что-то своё, самое главное, что не было равнодушных.
Первое - это так называемая "испанская гитара", исполнение мелодий без голоса, послушать и поглядеть такое нам тогда было негде, очень редко по телевизору можно было увидеть коротенькое выступление кого-то из испанцев или латиноамериканцев, все конечно восхищались такой игрой, но это было именно что-то западное, на самом деле повторение такой игры вряд ли могло распространиться широко, ведь все как один были самоучки, и класс был совсем не тот.
Второе - исполнение романсов, это было характерно для более взрослого поколения, 20-30х годов рождения, здесь присутствовала и более искусная игра на инструменте, и более поставленный голос, такое исполнение почти не проникало в дворовые компании, за исключением нескольких романсов, которые были на слуху у всех и иногда исполнялись истинными "балалаечниками".
Из этого течения отпочковались советские барды, о которых мы поговорим в другом разделе.
Третье - как я их сейчас называю - "балалаечники" или "одна палка три струна" - дворовые тусовочники, основная масса гитаристов-самоучек, половина из которых знала только "блатные" аккорды, музыкального образования никакого, как говорится - что вижу, то и пою. Но, несмотря ни на что, среди этой массы то и дело выделялись действительно талантливые исполнители, и популяризация песен под гитару шла именно из этого контингента.
А из этого течения как-то незаметно и гармонично выплыл
блатняк, разухабистые и жалостливые песни, часто матерные, пропагандирующие жизнь на зоне и т.д. и т.п. Никогда не нравилась эта категория, но имеет много поклонников, наверное среди тех, кто там не был. К восьмидесятым годам трансформировалась в так называемый "
русский шансон", которому на этой странице не место, разговор об этом будет отдельный и долгий.
Так что песни под гитару ещё долго будут у нас популярны, жаль, что для большинства теле и радио каналов это стало чистейшим "неформатом", ну хоть мы вас будем радовать таким творчеством.
Если у вас есть желание поделиться песнями под гитару 60-70х годов, гитарными концертами, пишем на адрес электронной почты:
Назад на предыдущую страницу